Чем хорош свой книжный бизнес? Тем, что можно одновременно и зарабатывать, и поучать удовольствие от того, чем вы занимаетесь. Ну и от общения с клиентами – в книжном магазине они бывают самыми неожиданными и очень интересными. Многие, наверное, помнят, английскую лирическую комедию «Ноттинг-Хилл», в которой скромный владелец книжного магазина умудрился завязать роман с героиней Джулии Робертс?
Так что, работа владельца книжного магазина таит в себе разные неожиданности.
Открытие книжного магазина – это не единственный вариант. Можно также заработать на книгах, если писать самому. Однако сегодня мы поговорим именно об открытии магазина. С чего начать?
Выбор юридической формы ведения бизнеса
Вы должны сначала решить для себя, будете ли Вы создавать отдельное юридическое лицо или остановитесь на регистрации своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Если бизнес предполагается развивать – лучше регистрировать ООО. Если цель – создать одну небольшую точку или отдел в супермаркете, то можно остановиться и на форме индивидуального предпринимателя.
На первом этапе, уже получив документы о регистрации, лучше предпочесть упрощенную систему налогообложения. Ваш годовой оборот вряд ли превысит более 100 миллионов рублей, а упрощенная система дает малому бизнесу ряд налоговых льгот. Продажа книг – это деятельность, которая в некоторых регионах дает возможность владельцу торговой точки рассчитывать и на ряд дополнительных льгот, или, в случае продажи социально важной литературы – для детей или образовательной, и на государственные субсидии на первом этапе. О наличии льгот надо интересоваться на сайте местной администрации.
Итак, как открыть книжный магазин?
Выбор специализации книжного магазина
На втором этапе необходимо решить, на какой вид литературы будет сделан упор. Наибольшей популярностью обычно пользуется беллетристика – фантастика, детективы, любовные романы, но их продажи не будут успешными, если в торговом зале вместе с ними не будет представлена:
- Литература для детей (от «Незнайки» до раскрасок);
- Русская и зарубежная классика. Она всегда актуальна, так как часто приобретается родителями для внеклассного чтения детей;
- Учебники хотя бы основные, рекомендованные для школ вашего региона
- Краеведческая литература. Ее всегда ищут туристы, а вместе с ней они купят и один-лва романа;
- Кулинарные книги, популярные всегда и везде;
- Литература по саду и огороду.
Если вы хотите специализироваться на каком-то отдельном виде литературы, например, эзотерической или технической, то клиентский потенциал вашего бизнеса вам придется оценивать самостоятельно, предполагая, что ваш потенциальный клиент редко купит больше 10-20 книг специальной тематики в год.
Открытие книжного магазина
Далее необходимо задуматься о помещении. Для небольшой точки вам нужно около 10 м2 пространства, но где-то должен находится и склад. Если вы думаете о полноценном магазине – то это помещение от 40 до 100 м2, включающее и склады, и внутренние офисные помещения.
Желательно получить помещение в аренду так называемой «первой руки» – у региональных властей. Ее стоимость будет существенно ниже, чем аренда аналогичного помещения у коммерческих структур. Но… Книжный магазин с отдельным входом не даст вам такой проходимости, как книжный магазин в крупном торговом центре. Так что здесь нельзя дать конкретных рекомендаций. Думайте, считайте.
Расходы на аренду составят для вас, в зависимости от размеров помещения и его местонахождения, от 100 до 400 тысяч рублей в месяц.
Ремонт заставит вас заплатить еще от 100 до 300 тысяч рублей единоразово, в зависимости от качества самого помещения и сложности ремонта.
Расходы на изготовление вывески и проведение рекламной кампании – еще 50 – 100 тысяч рублей. Примерно столько будут стоить вам подержанные или новые стеллажи для книг и кассовый аппарат. Его приобрести необходимо, и не только приобрести, но и поставит на учет в налоговой инспекции.
Далее, расходы на персонал. Скорее всего, это приходящий, не на полный рабочий день бухгалтер, один продавец и уборщица. В маленьком городке и для небольшой точки совокупные расходы составят 15-20 тысяч рублей в месяц, в большом городе и для магазина на 2 продавщицы – до 70 тысяч. И это не считая вашей зарплаты как директора магазина.
Интернет-магазин
Иногда целесообразно одновременно с книжным магазином открывать его Интернет-представительство. Это повысит продажи, особенно если вы будете заказывать для ваших клиентов интересующие их книги в больших интернет магазинах, а не ориентироваться только на свой ассортимент. Забирать заказанную продукцию ваши клиенты смогут прямо у вас в магазине.
Бизнес на книгах не самый рентабельный, поэтому не надо избегать всех возможных способов повысить продажи.
Приобретение товара
Организация бизнеса на книгах предполагает норму рентабельности от 40 до 50% от стоимости книги, приобретенной в издательстве. Практически все издательства предлагают товар на реализацию, разрешая оплачивать только проданный товар. Но надо понимать, что такие условия издательства предлагают только для уже зарекомендовавших себя клиентов. Первые 1-2 раза придется сработать по предоплате.
Эти первые один-два раза обойдутся вам примерно в миллион рублей, который вам придется потратить на закупку книг, чтобы полностью заполнить все полки вашего магазин.
Рентабельность книжного бизнеса
Есть и еще один вариант дополнительного дохода – заключение договоров с библиотеками местных вузов на пополнение их ассортимента. Придется потратить время на заказ интересующей их специализированной литературы, но это стабильный источник дохода.
Как и постоянные клиенты. Для них можно и немного поработать букинистом, так как рентабельность продажи букинистических книг иногда сможет окупить месяц работы магазина, особенно если распродаются крупные библиотеки.
Срок окупаемости книжного магазина – год-полтора. Кредит вам, скорее всего, получить не удастся, если только помещение не будет у вас в собственности. Тогда банк даст кредит под залог помещения.
Поэтому, при необходимости рассчитывать только на свои и партнерские силы и средства, лучше начать с небольшого магазина и, при грамотном и разумном подходе к ведению бизнеса, через два года вы сможете превратить его в торговую сеть.
Главное – придумать удачную концепцию.