Всем известно, что человек на 80% состоит из воды, поэтому ему без нее не обойтись. Как пел в своей песне герой из художественного фильма «Волга-Волга» водовоз дядя Кузя: «Потому что без воды. И ни туды, и ни сюды».
В последнее время пресная вода как товар уверенно выходит на первые позиции, тесня нефть и газ. Происходит это потому, что иссякают запасы пресной воды в мире, остро встает вопрос о ее качестве.
Ценность воды как продукта питания в ее естественном виде, без всяких технологических обработок: кипячение, фильтрование, обеззараживание, консервирование и т.д. Спрос на хорошую чистую природную воду постоянно растет. Поэтому люди начинают искать природные источники воды с жизненной энергией – родники, горные ручьи и реки. Наиболее настырные сверлят скважины и берут воду из подземных хранилищ. Многие просто покупают бутилированную питьевую воду в магазинах.
Чтобы вода появилась в продаже ее надо сделать товаром и предоставить в торговую сеть. Для этого надо наладить производство питьевой воды. Значить, нужна бизнес идея по производству питьевой воды, без которой никак не обойтись.
Первый этап. Маркетинг
Бизнес начинается с оценки рынка в том регионе, где планируется организовать производство питьевой воды. Надо понять есть ли нехватка этого продукта на рынке, т.е. надо оценить емкость рынка.
Следующим шагом оценивается спрос – покупательную способность населения и совокупность потенциальных покупателей будущего товара. Не надо забывать и о конкурентах на данном рынке, необходимо определить их количество.
Оценивается также ассортимент – состав продаваемой питьевой воды по маркам, видам, размерам тары и т.д. Стоит подумать и о своей торговой марке – бренде, который должен выгодно отличаться от уже находящихся на рынке.
И наконец, надо разобраться какой сегмент рынка займет новый товар. Если все ясно и понятно и принято решение о начале данного вида деятельности, необходим второй этап.
Второй этап. Составления бизнес плана
Бизнес идея по производству питьевой воды обосновывается бизнес планом. Составление бизнес плана по производству питьевой воды позволит определить необходимые объемы выпуска товара, оценить рентабельность и окупаемость предприятия, обосновать финансовые затраты.
Составляется смета, в которую входят: стоимость земельного участка; постройка необходимых строений (цех, насосная, стоянка для автотехники; ограждение территории и др.); бурение и обустройство скважины; оборудование (система закачки и очистки воды; автоматизированная линия розлива; оборудование по изготовлению тары; и др.) с учетом монтажа и наладочных работ; зарплата работников (3 – 5 чел.); оформление различной документации; затраты на подключение электроэнергии (газоснабжения).
Комплект оборудования для подъема воды из подземных хранилищ будет зависеть от глубины залегания. Комплект оборудования для получения готового продукта – от планируемого объема производства.
Итого для открытия предприятия по производству бутилированной питьевой воды потребуется от 3 до 5 миллионов рублей. Окупаемость инвестиций может составить от 1 года до 3 лет. Возможно снижение финансовой нагрузки за счет повторного использования тары.
Третий этап. Выбор источника воды
Так как, питьевая вода представляет собой товар, который относится к пищевым продуктам, необходимо изучить нормативные документы задающие стандарты к качеству воды. Номенклатура показателей, характеризующих безопасность, безвредность и качество питьевой воды, расфасованной в емкости регламентируется требованиями СанПиНа 2.1.4.1116-02 и ГОСТа Р52109-2003.
Изготовитель обязан гарантировать соответствие расфасованной воды требованиям действующих стандартов при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Исходя из выше сказанного, выбор источника для организации производства бутилированной питьевой воды возможен по двум основным направлениям: брать воду из экологически чистого источника или очищать воду при помощи различных фильтров.
Экономически более выгоден путь использования подземных ресурсов воды. Для организации работ по созданию предприятия необходимо получение от органов местного самоуправления различных разрешительных документов.
При выборе места водозабора и расположения предприятия необходимо учитывать имеющуюся инфраструктуру, наличие подъездных дорог, строений, электроэнергии, газификации и др. Определившись с местом дислокации, переходим к четвертому этапу.
Четвертый этап. Организация производства
В качестве помещения (цеха) для производства воды, целесообразно использовать быстровозводимые бескаркасные арочные сооружения, что выгодно как по минимуму затрат так и по времени строительства.
Учитывая работу с водой в зимний период, помещение цеха должно быть теплым. Конструкция арочного сооружения рассчитаны на снеговые и ветровые нагрузки и удовлетворяет по теплу природным условиям территории России.
Технология производств питьевой воды включает несколько стадий: проведение многоступенчатой очистки и обеззараживания воды; корректировка содержания минеральных веществ; насыщение воды молекулами иона; подготовка тары; проверка химического состава воды; розлив воды в тару.
Организация производства во многом зависит от качества исходной воды.
Очистка воды осуществляется в несколько подходов. При грубой очистке, воду очищают от крупных примесей. При тонкой – очищают воду от взвестей. Существуют несколько способов обеззараживания: хлорирование, ультрафиолетовое облучение, озонирование.
Немаловажным для бизнеса является степень защиты произведенной воды от подделки. Помещения цеха разлива воды должны соответствовать СанПиНу для пищевых производств. Вся территория завода должна отвечать требованиям противопожарной безопасности для промышленных предприятий.