Организация бизнеса на саженцах не требует особых знаний и технологий. Достаточно обладать небольшим земельным участком, иметь обычный инвентарь: лопата, сапа, леечка и рабочие перчатки. Кроме этого, поддержание и ведение бизнеса не требует больших денежных затрат.
С чего начать?
Любой бизнес начинается с налаживания торговых и посреднических отношений. Опытные бизнесмены советуют закупать на первых этапах семена у фермеров, поскольку в индивидуальных хозяйствах редко выращивают культуры на продажу. Во время налаживания первых торговых отношений с фермерами можно договориться о постоянных закупках. Семена лучше закупать в конце осени, когда еще нет сильного ажиотажа и спроса на них. Цены на семена ближе к концу зимы сильно поднимаются.
Совет: старайтесь покупать семена у постоянного поставщика. Крайне не рекомендуется закупать семена у разных поставщиков или на рынке. Так вы рискуете закупить подделки или некачественный товар.
После решения вопросов с поставщиком необходимо обзавестись фитосанитарной сертификацией. Оставьте заявку на проверку вашей продукции в любой санитарной инспекции и отправляйтесь заниматься организацией бизнеса. Как только саженцы созреют, их проверит санитарно-эпидемиологическая станция. Успешная проверка узаконит бизнес на выращивании саженцев.
Советы по выбору семян
Выше писалось, что семена лучше закупать у фермеров или в индивидуальных хозяйствах. При закупке акцент необходимо делать на семенах для рассады. Старайтесь не покупать семена в полиэтиленовых пакетиках, закупать их лучше оптом и в бумажных пакетах либо замотанные в тряпки.
Если фермеры не могут полноценно обеспечить семенами, то остальная часть докупается в институтах семеноводства. Стоит отметить, что мнения бизнесменов насчет приобретения семян у фермеров или институтов семеноводства разделяются приблизительно поровну. Поэтому никакой опасности или риска в приобретении семян у тех или других нет.
Требования к почве
Без хорошей земли качественный товар вырастить не удастся. Саженцы лучше всего растут на дерновой почве. Такая земля отличается невысоким содержанием органических веществ, гумуса и азота. В садоводстве используют два типа дерновой земли: легкодерновую (состоит на 30% из глины) и тяжелодерновую (состоит на 62-65% из глины). Практика показала, что для выращивания саженцев лучше использовать легкодерновую землю – в ней содержится больше органических веществ для молодых растений.
Дерновая земля традиционно заготавливается в конце лета. Ее срезают широкими пластами и отправляют в пункты продажи. Куски дерна кладутся вплотную друг к другу. Для увеличения концентрации питательных веществ дерновую землю часто посыпают конским или коровьим навозом.
Какие виды саженцев пользуются самым большим спросом?
Детальный анализ современного рынка показал, что перспективы есть у:
Саженцев плодовых деревьев. На выращивание готового продукта уходит 2 года. В первый год выращивается семя, а на втором году делается прививка. Саженцы плодовых деревьев пользуются большим спросом среди дачников и садовников, особенно ранней весной.
Выращивание сосновых пород. Самыми востребованными являются кедр, сосна и ель. Саженцы этих пород высоко ценятся на рынке. Например, за небольшой сосновый саженец в 2 метра садоводы готовы отдать около 2000 рублей.
Саженцы роз никогда не потеряют своей актуальности. Торговля саженцами роз, как бизнес имеет высокий показатель релевантности.
Саженцы огородных культур: огурец, помидоры, зелень, капуста и т.п. Саженцы этих культур всегда пользовались большим спросом среди дачников и фермеров. Они относятся к товару быстрого оборота. Выращивание огородных культур – это оптимальное решение для начала бизнеса.
Поиск и привлечение клиентов
О способах реализации готовой продукции желательно позаботиться заранее. Опытные бизнесмены советуют создавать списки потенциальных клиентов за несколько недель до полного созревания саженцев. В эту категорию входят:
- Дачники и садовники;
- Ботанические сады;
- Объединения садовников;
- Родственники или друзья.
В поиске и привлечении покупателей необходимо задействовать бесплатные источники рекламы – форумы, садовые порталы и социальные сети. Рекламируйте свою продукцию, расписывая ее достоинства и качество. Стоит отметить, что рекламные акции лучше проводить в своем регионе, чтобы покупатели смогли вас найти.
В крайнем случаи саженцы всегда можно (и довольно успешно) реализовать на местном рынке.
Затраты и окупаемость
Бизнес на продаже саженцев отличается быстрой окупаемостью. На полную окупаемость уходит в среднем 3-4 года.
Рассмотрим два варианта ведения бизнеса: индивидуальный и промышленный.
Для ведения индивидуального бизнеса нам понадобится 1-2 теплицы, общей площадью около 50 м2. На постройку такой теплицы потребуется около 50 000 рублей. Плюсуем еще тысяч 5-10 на закупку семян. Добавляем расходы на транспорт, удобрения и уход за саженцами около 15 тысяч. Получается, что на организацию индивидуального бизнеса необходимо в среднем 70-80 тыс. рублей. Окупаемость небольшого бизнеса составляет около 2 лет с учетом теплицы. Если вы не тратили деньги на постройку теплицы, то окупаемость бизнеса возможна в конце первого сезона.
Что касается организации бизнеса в промышленных масштабах, то для его созданий понадобится около 1,7-2 млн рублей:
- Зарплата работникам – около 100-150 тыс. рублей;
- Покупка транспорта – около 700 тыс. рублей;
- Аренда торгового павильона – 100-130 тыс. рублей;
- Затраты на аренду земли и теплиц составляют около 300 тыс. рублей;
- Регистрация торгового предприятия – 200 тыс. рублей;
- Закупка семян и удобрений – 200 тыс. рублей.
При правильном подходе к выращиванию семян за один сезон можно получать около 500 тыс. рублей с саженцев. Средние сроки окупаемости бизнеса на саженцах в промышленных масштабах составляет около 3-4 лет.