История i’way или как превратить 3500 рублей в 500 миллионов


бизнес история i’wayСоздатели компании i’way Дмитрий Сарайкин и Дмитрий Салихов доказали, что новичкам на рынке такси есть место.

В аэропорту Толмачево (как и во многих других аэропортах) на выходе очень много таксистов, которые встречают путешественников и везут кого куда. При этом торг всегда уместен, и, проходя мимо, обязательно слышится фраза: «За восемьсот не повезу, только за тысячу!». Впрочем, это и логично, ведь прилетая в совершенно незнакомый город, человек сталкивается с проблемой, ведь он совершенно не знает, как добраться до нужного ему места. У него есть 2 варианта: либо торговаться с частником, заранее оговорив цену поездки, либо звонить в соответствующую службу такси. В последнем случае цена может оказаться высокой, ведь многие компании включают доставку автомобиля или простой пробки в стоимость самой поездки. Двумя словами – нет прозрачности, и это отпугивает потенциальных клиентов. Дмитрий Салихов рассудил, что человек в командировке хотел бы видеть конкретные тарифы, и именно отсюда начинается весьма своеобразная бизнес история создания компании i’way, которая сейчас предлагает услуги в 256 российских городах и 70 странах мира.

Дмитрий комментирует, что на стадии открытия бизнеса он даже представить не мог, что выйдет на столь высокий уровень. Окончив военный институт в 2006 году, молодой человек отказался от карьеры офицера и стал обычным продавцом посуды марки Luminarc. Однако у компании, где он работал, сгорел склад, и руководитель был вынужден сокращать персонал. Тогда он собрал всех сотрудников с целью выслушать предложения по спасению бизнеса. Салихов еще тогда предложил встречать людей в аэропорту и подвозить их до нужного им места, однако идея тогда не понравилась руководителю, и Салихова уволили. Впрочем, это случилось к счастью, поскольку сам Дмитрий не отказался от своей бизнес идеи и решил ее реализовать.

Не по примеру истории бизнеса Йена Ашера, Дмитрий не продавал свою жизнь на eBay. Он поступил по классической схеме, как поступают почти все в России. Всего за 3500 рублей он зарегистрировал компанию «Сибирская трансферная компания» и разослал предложения бывшим своим клиентам. В рекламе он делал упор на фиксированную стоимость тарифа, а также бесплатное ожидание клиента в аэропорту с табличкой. Тогда еще собственного автомобиля у Салихова не было, и он подрядил на сотрудничество знакомых – бизнес был начат. В апреле был всего лишь один заказ, перспективы отсутствовали. Далее, в мае, заказов уже было пять, однако и это не спасало ситуацию. Салихов уже влез в долги, однако свою деятельность продолжал.

Вместе со своим другом Дмитрием Сарайкиным (который также рискнул и оставил работу в отделе аналитики) они арендовали офис и даже наняли помощницу. В первую очередь два друга обзванивали клиентов – отели, компании. Кто-то им посоветовал обратиться в агентство «Академсервис» — там, по слухам, хотели сменить перевозчика, и здесь предложением «Сибирской трансферной компании» было кстати. В результате заключения договора друзьям удалось увеличить численность заказов до пяти в день. Позже численность аудитории выросла, и компания подавала автомобили не только в аэропорт, но уже и на вокзалы. Более того, была услуга доставки пассажира в другой город, однако предварительно требовалась предоплата. Услуги «Сибирской трансферной компании» пользовались спросом, ведь заказчику было выгодно платить исключительно по тарифу и не беспокоиться о том, сколько времени займет трансфер.
Как развивать бизнес в условиях сильной конкуренции?

Исполнителей-таксистов приходилось искать на соответствующих сайтах по найму водителей. Отдавалось предпочтение лишь тем людям, которые выглядели солидно: костюм, галстук и т.д. При этом водитель должен иметь водительский стаж от 10 лет, а его автомобиль должен быть не ниже класса C. Если клиент видит такого человека, то у него возникает чувство доверия.

Однако хорошее впечатление нужно было произвести не только на клиента, но и на конкурента, а это было намного сложнее осуществить. По словам Салихова, конкуренты особо не церемонились с новичками. Было достаточно много случаев, когда колеса автомобиля прокаливали, клиентов перехватывали прямо на глазах у водителя, а иногда даже милиция забирала водителя и отпускала лишь тогда, когда клиент уезжал на другом автомобиле. Однако все эти проблемы, как оказалось, вполне решаемы, и история бизнеса Салихова и Сарайкина является подтверждением этому факту.

Расширение бизнеса

Когда дела пошли вверх, за неполный год работы оборот средств в компании составил приблизительно 2 миллиона рублей. В 2009 году был запущен портал, и спустя еще немного времени компания получила другое название – «Трансферная компания России» или «ТКР». Дмитрий понял, что его бизнес-модель будет работать практически где угодно, поэтому деятельность можно расширять. За одну лишь ночь был набросан приблизительный бизнес план расширения. Теперь, когда деньги были, можно было отказаться от услуг водителей-наемников и обратиться за помощью в транспортные фирмы, которые предлагают автомобили в аренду уже с водителем.

Договориться с этими фирмами о совместном сотрудничестве удалось не сразу, поскольку их руководство предполагало, что от «ТКР» ждать большого объема заказов не приходится. Но Сарайкин и Салихов были очень уперты и просто так не отстали. В результате они получили перевозчиков в различных городах. Далее действовать приходилось по стандартной схеме – звонки потенциальным клиентам. В частности, это были агентства делового туризма, ведь именно они могли обеспечить хороших поток заказов.

Затем каждый клиент компании мог заключить договор на обслуживание, и тогда он получал возможность бронировать транспорт в любом городе, где работает «ТКР». Достаточно удобно для людей, которые много «путешествуют» по работе. Сложнее всего давался рынок Москвы и Санкт-Петербурга, ведь там новичкам из провинции не очень-то доверяли.

Позже компания занялись контролем качества сервиса – начали нанимать координаторов. В большинстве случаев это были бывшие военные – знакомые отца Салихова. Они достаточно дисциплинированные и ответственные люди. При этом были разработаны инструкции к действию в различных ситуациях. Например, если водителю не удалось встретить клиента, то он был обязан сфотографироваться в аэропорту с табличкой на фоне часов, где отображалось время и дата. Это бы доказывало, что водитель действительно ждал клиента, и срыв заказа произошел не по его вине.
За 2010 год оборот «ТКР» возрос в 20 раз и составил 40 миллионов рублей. Большой процент полученных денег шел на аренду автомобилей и на развитие компании. В целом распределение средств можно выразить таким образом:

  1. 63% — аренда машин с водителем;
  2. 17% — развитее бизнеса;
  3. 11% — заработная плата сотрудников, содержание офисов;
  4. 4% — расход на IT услуги и call-центры;
  5. 5% — маркетинг и прочие затраты.

Организация трансферного бизнеса в Европе

Многие клиенты спрашивали о трансфере в европейских городах, и так родилась идея расширить деятельность за пределы границы. Первые страны, в которых появилась компания «ТКР», были: Украин, Казахстан, Финляндия. Немного позже на портале фирмы появилась возможность онлайн-бронирования и опция «Личный кабинет». Это позволило клиентам следить за оказанием услуг, а агентства-посредники сразу могли определить объем своего будущего заработка. Компания Салихова вошла в крупную систему бронирования Amadeus, которая объединяла более 140 000 туристических агентств и авиакасс во всем мире. На данный момент через новосибирцев можно сделать заказ на трансфер свыше чем в 360 городах Америки, России, Европы, Азии.

Компания i’way сегодня

iway работа компании
В 2012 году выручка фирмы составила 280 миллионов рублей, а в текущем 2013 году она, скорее всего, превысит отметку в 500 миллионов – за один лишь рабочий день поступает около 1000 заказов.

Постепенно i’way развивается, и вместо сотрудничества с транспортными компаниями они покупают собственные автомобили в лизинг. На данный момент есть 25 иномарок, однако вскоре это число будет расти – до конца года планируется покупка еще 40-60 машин. Это исключит необходимость аренды авто с водителем и уменьшит издержки. Соответственно, прибыль со временем будет увеличена.

Все водители i’way носят строгий деловой костюм, сшитый на заказ, ездят только на качественных автомобилях. Фирменный стиль необходим, ведь вызывает доверие клиентов. Но упор делается не только на стиле. i’way полностью контролирует процесс работы, вводит строгие дисциплины, в результате чего клиенты получают действительно качественный сервис. В результате довольны все!

Таким образом, вложив в самом начале всего лишь 3500 рублей, молодым предпринимателям удалось заработать 500 миллионов, однако и это не предел.

Читайте подробнее на Forbes: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/istorii-uspekha/244357-taksi-dlya-komandirovochnykh-kak-sozdat-biznes-s-vyruchkoi-pod-50


Поделитесь с друзьями